О методике «Воспитание искусством»

Моя профессия – музыкант, педагог – музыкант, преподаватель фортепиано. Обучая детей игре на фортепиано, я на самом деле не только формирую навыки игре на инструменте, но в каждом самом простом музыкальном произведении, в детской песенке ищу вместе с учеником интонацию, чувство. Мы проживаем совместно «тишину утра», «звук таинственных шагов в зимнем лесу», «вздох розы в каплях росы», «задорные скачки маленьких лягушат».
Но мне всегда не хватало музыкального общения с малышами 3-4 лет. И я нашла оригинальную методику «Воспитание искусством» Т.Смирновой. Методика построена на развитии ассоциативного восприятия искусства. Я как педагог обрела «второе дыхание». Слова Михаила Казиника «предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире» созвучны моему представлению о моей собственной роли педагога в счастливо выбранной профессии.
…в наших школах (всегда) стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове — так он и пойдет по жизни.
Разработанная мною авторская общеобразовательная программа «Сказка-музыка-игра», основана на использовании сенсорных анализаторов, что

  • позволяет комплексно и полноценно развивать интеллектуальные функции детей (наиболее прогрессивный метод обучения детей на сегодняшний день).
  • позволяет достичь целевых ориентиров дошкольного образования.
  • дает возможность выстраивать процесс обучения в зависимости от интересов ребенка (индивидуализация образовательного процесса, можно выбирать тип игры и сложность).
  • за счет создания ситуаций успеха для каждого ребенка (в зависимости от его способностей), формирует положительное отношение к системе школьного обучения.

Хочу процитировать слова 15летнего юноши из Санкт-Петербурга Дмитрия Матвеева «Человек не может прожить тысячу лет. Но он может прожить Вечность». И так может случиться с каждым, если вовремя осуществить чудо встречи с Прекрасным.
Дети 3-4 лет великолепно чувствуют язык классической музыки, эмоции, переживания, тембральную окраску звука. Симфоническая музыка для них открыта, это их родной язык! На наших занятиях дети слушают классическую музыку (Вивальди, Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Стравинский, Рахманинов, Бетховен, Моцарт). При этом они получают колоссальное удовольствие от самого процесса, а не только от результата, потому что действительно понимают искусство. Сказки, которые рассказываются на занятиях, обязательно сопровождаются классической музыкой и тем самым приобретают эмоциональную смысловую окраску. В каждой сказке обязательно присутствуют воспитательные элементы, любой эпизод сказки может стать таким воспитательным моментом. А прожитая, эмоционально пережитая ситуация становится для ребенка собственным опытом. Опыт этот приобретается в игре. Отсюда и название нашей дополнительной образовательной программы «Сказка-музыка-игра». На занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Они изучают поэзию, притчи, сказки, афоризмы, погружаются в различные виды искусства – музыку, живопись, танец, литературу.
Я ставлю своей целью — развитие творческого начала ребенка, выработки самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым. В работе опираюсь на психолого-педагогические концепции в области детского воспитания, эстетического и художественного развития. Обращаюсь не только к детям, но и к взрослым, присутствующим на занятиях, которых часто наблюдаю склонившимися к своим гаджетам. Для более полного, активного включения взрослых в образовательный процесс, процесс ВОСПИТАНИЯ, мною был создан личный сайт педагога «Мы любим музыку» http://funnyclassic.ru/. на которм рамещаю актуальную информацию для родителей: темы и содержание занятий, стихи по программе, музыку, сценарии спектаклей, рекомендации по проблемам воспитания , репортажи о событиях внутри детских объединений. .
В каждом возрастном периоде в центре развития стоит одна какая либо функция. По мере того как она становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Исследования ближайшего ученика Л. С. Выготского — А. В. Запорожца — красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции. Действительно, как указывал Л. С. Выготский, в игре ребенок плачет как «маленький беспомощный лягушонок» и радуется как играющий. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь воображения и эмоций очевидна. Именно это и делает игру школой эмоций. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению. Воображение позволяет получать разнообразный опыт музыкальных переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый человек получает возможность с помощью музыки прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Обретение ребенком эмоциональной культуры, как части общей культуры человека – есть основа для социализации личности. Социальная значимость эмоциональной культуры человека чрезвычайно высока.
Музыка обладает огромной реальной силой в оптимизации процессов социализации подрастающего поколения. Цель раннего музыкального образования состоит в необходимости постепенного изменения и улучшения музыкальной культуры каждого человека.
И, если мы хотим воспитать поистине добрых, терпимых, мудрых и, конечно, счастливых людей, мы должны обратить свое внимание к искусству, к музыке.
Однажды ученику Льва Выготского ученому — педагогу В.В.Давыдову задали вопрос: «Можно ли формировать научное мышление средствами музыки?» На что был дан категорический ответ: «Нет! Научное мышление средствами искусства формировать нельзя. Средства искусства воспитывают богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного»
Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и развивает его.
Соприкасаясь с музыкой великих художников, мы получаем реальную возможность полноценного общения с ними. В своей музыке они не только оставили нам свои мысли, чувства, понимание мира, все лучшее, что имели, что создали, но и предоставили возможность сделать всё это своим. Дело педагога, особенно педагога дошкольного образования — силой воображения, увлечения, воли освоить этот бесценный дар и передать его детям.
Елецкая В.Г.
Август 2018г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.